Москва, Волоколамское
шоссе, дом 73, офис 252

Оценка профессиональных рисков. Составляем карту профрисков

Как предыдущий, так и уходящий год особенно богаты на новые обязанности для сотрудников охраны труда. Согласно ст.218 Трудового Кодекса в редакции 2022 года работодатель обязан проводить мероприятия, нацеленные на выявление и снижение профессиональных рисков на рабочих местах. Естественным образом эта обязанность делегируется сотруднику охраны труда.

Ниже в статье разберем:

  • отличие оценки профессиональных рисков от спецоценки условий труда (СОУТ);
  • какие нормативные документы содержат требования и рекомендации оценки профрисков;
  • алгоритм составления карты оценки профессиональных рисков.

Отличие оценки профессиональных рисков от спецоценки условий труда

1. СОУТ проводится непосредственно для рабочего места, а в ходе оценки профрисков рассматривается весь рабочий день сотрудника, начиная «с проходной», все его перемещения в ходе трудовой деятельности. Кроме того, профриски рассматриваются и для разовых, временных, нестандартных, нештатных ситуации.

2. В рамках СОУТ проводят измерения вредных и опасных для здоровья сотрудника факторов, при оценке профрисков учитываются измерения производственных факторов, исходя из выбранной методики и особенностей предприятия.

3. Спецоценка условий труда проводится единоразово или раз в пять лет (за исключением оговоренных законодательством случаев). Оценка профессиональных рисков – это комплекс постоянных мероприятий с обязательным привлечением работников предприятия.

Т.е. СОУТ исследует и оценивает факторы производственной деятельности на предмет вредности и опасности для здоровья, а оценка профрисков – вероятность причинения вреда здоровью в ходе производственной деятельности.

Нормативные документы содержащие требования и рекомендации оценки профрисков.

Помимо отраслевых и локальных нормативных актов при разработке и проведении оценки профессиональных рисков следует руководствоваться Приказами Минтруда № 926 от 28.12.2021 и № 36 от 31.01.2022.

Приказом № 926 утверждены рекомендации по выбору методов оценки и снижения уровней профрисков. Приказом № 36 - рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: Утвержденные указанными приказами Рекомендации не являются обязательными. Работодатель вправе сам разработать наиболее подходящие производственным условиям методы и критерии оценки профессиональных рисков.

Итак, при выборе метода рекомендациями приказа № 926 предлагается учитывать:

  • соответствует ли конкретный метод особенностям производственной деятельности работодателя, позволяют ли результаты оценки улучшить осведомленность сотрудников о существующих профрисках и мерах их снижения;
  • дает ли выбираемый метод возможность проследить, а при необходимости воспроизвести и проверить, процесс оценки и ее результаты, простоту и понятность метода;
  • результаты спецоценки условий труда, особенности производственных процессов, наличие травмоопасного оборудования, процессов и т.п.;
  • уровень детализации оценки с точки зрения разработки и выполнения мер управления профессиональными рисками;
  • возможные последствия опасного события;
  • доступность информации и данные статистики;
  • возможность регулярного обновлении методов оценки риска.

В рекомендациях к приказу № 926 даны подробные описания различных методов. Ознакомившись с ними, Вы можете подобрать или разработать наиболее подходящий для Вашего предприятия. Кроме того, п.87-93 рекомендаций посвящены алгоритму разработки и реализации мер управления профрисками.

В соответствии с рекомендациями к приказу № 36 способы классификации опасностей различаются:

  • по видам профдеятельности;
  • по причинам возникновения,
  • по следствиям, вероятным из-за опасности.

Пункты 10-14 рекомендаций к приказу № 36 посвящены сбору информации, необходимой для определения опасностей.

Пункты 15-36 – нахождению, распознаванию, описанию опасностей на основе анализа нормативных требований охраны труда.

Пункты 36-43 – определению опасностей на основе обследования рабочих мест, производственных объектов и опросов сотрудников.

Алгоритм составления карты оценки профессиональных рисков

Карта конкретного рабочего места составляется с целью предотвращения несчастных случаев путем прогнозирования опасных ситуаций, должна содержать все потенциальные опасности.

Работодатель сам определяет форму карты, единого, установленного законодательно, образца не существует. Однако, сотрудник должен быть обязательно ознакомлен с картой, и в ней необходимо отразить все возможные риски для работника.

Далее разберем процедуру составления карты оценки профессиональных рисков с помощью матричного метода.

1. Установить все опасности:

  • непосредственно на рабочем месте, например, работа на высоте;
  • в процессе перемещения до рабочего места и обратно, в столовую и т.д., к примеру, через склад, по лестницам, по скользкому покрытию зимой;
  • при разовых работах, действиях, например, повар иногда лично выгружает продукты из автомашины;
  • в случае аварийных ситуаций.

Фиксируем абсолютно все опасности, независимо от степени их значительности. Привлекайте сотрудников, проводите опросы, чтобы учесть все особенности производственной деятельности. Карта составляется для конкретного рабочего места на конкретном предприятии.

2. Оценить вероятность возникновения опасности и внести в таблицу. Распределяем все выявленные опасности по категориям с присвоением баллов:

  • 1 балл - очень маловероятно: практически опасность исключена либо может возникнуть из-за пренебрежения инструкциями, либо вследствие отказа оборудования;
  • 2 балла – маловероятно: может случиться, но также скорее всего как следствие нарушения инструкций по безопасности либо ошибки, поломки;
  • 3 балла – возможно: иногда может возникнуть, возможна как результат ошибки, несчастного случая или недостаточной квалификации сотрудника;
  • 4 балла – вероятно: периодически прецеденты возникали (пусть и не на вашем предприятии), возможна как результат недостаточной квалификации сотрудника либо ошибка может привести к аварии, несчастной случаю и т.д.;
  • 5 баллов – очень вероятно: регулярно происходит на вашем предприятии либо на других, т.е. практически гарантированно произойдет.

3. Определяем степень тяжести последствий, учитывая потенциальные угрозы для сотрудников и отдельным столбцом потенциальный материальный ущерб для предприятия:

  • 5 баллов – катастрофическая: групповой несчастный случай либо со смертельным исходом, авария, пожар;
  • 4 балла – крупная: тяжелый несчастный случай или профзаболевание, инцидент;
  • 3 балла – значительная: травма, болезнь с временной утратой трудоспособности до 60 дней, инцидент;
  • 2 балла – незначительная: микротравма, инцидент, быстро ликвидированное своими силами возгорание;
  • 1 балл – приемлемая: не приводит к травме или заболеванию, быстро устраняется при незначительном ущербе.

4. Оценка профессионального риска. Оценка производится по таблице, в которой баллы вероятности (например, в столбцах) и баллы тяжести (строки) перемножаются в ячейке, находящейся на пересечении. Т.о. каждой опасности присваивается определенное количество баллов риска.

5. Управление рисками. Определяем меры для снижения рисков: установка средств безопасности, контроль за соблюдением техники безопасности, выдача СИЗ, допуск к работам только обученных сотрудников и т.д.

Правильная оценка профессионального риска требует знаний и умений, которые Вы либо Ваши сотрудники могут получить, пройдя дистанционное обучение в ООО «МЦДПО» на курсах повышения квалификации по оценке профессиональных рисков.

Нам доверяют
Отзывы клиентов