Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
В настоящее время система государственного надзора в Российской Федерации строится на принципе условного доверия между контролирующими органами и субъектами хозяйственной деятельности. Подобное доверие носит ограниченный характер, действуя по формуле «до первого выявленного нарушения». Однако это не означает, что организации, не включенные в план проверок, полностью выводятся из-под административного контроля. Инспекторы располагают комплексом инструментов, позволяющих отслеживать потенциальные риски, даже без прямого вмешательства. Одним из ключевых таких инструментов являются индикаторы нарушений — законодательно утвержденные критерии, которые служат сигналами о возможных отклонениях от требований закона. Эти индикаторы не являются произвольными предположениями, а закреплены в нормативных актах, что обеспечивает прозрачность и предсказуемость надзорной деятельности.
Современные принципы государственного надзора: переход от карательных мер к превентивным стратегиям
До недавнего времени сам факт проведения плановой или внеплановой проверки воспринимался бизнесом как чрезвычайное событие, сопряженное с риском значительных финансовых потерь. Такое восприятие формировалось десятилетиями и было обусловлено репрессивным подходом контролирующих органов. Основной целью инспекций являлось не предупреждение нарушений, а их фиксация с последующим применением максимально строгих санкций. В результате работодатели сталкивались с высокими штрафами, а в отдельных случаях — с приостановкой деятельности предприятия.
При этом меры профилактического характера, такие как предупреждения, практически не использовались. Например, согласно внутренним регламентам трудовых инспекций, предупреждение могло быть вынесено только в случае, если нарушение напрямую угрожало жизни или здоровью сотрудников. Однако на практике такие ситуации встречались редко, что делало предупреждения «мертвой» нормой законодательства.
Например, если в ходе проверки выявлялось отсутствие подписи работника в журнале вводного инструктажа по охране труда, инспекторы трактовали это как грубое нарушение п. 86 Постановления Правительства РФ № 2464 от 24.12.2021. Отсутствие подписи автоматически приравнивалось к непроведению инструктажа, что, согласно ч. 1 и ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, влекло наложение штрафа в размере от 50 000 до 110 000 рублей. Подобный формализм создавал атмосферу постоянного давления на бизнес, где даже незначительная административная ошибка могла привести к серьезным последствиям.
Кардинальные изменения в надзорной деятельности начались с внедрения риск-ориентированного подхода, который сместил акцент с наказания за нарушения на их предотвращение. Этот метод предполагает раннее выявление рисков через анализ данных и применение профилактических мер, что снижает нагрузку как на контролирующие органы, так и на добросовестных работодателей.
В рамках нового подхода инспекции получили возможность использовать профилактические визиты, которые проводятся как в очном, так и в дистанционном формате (например, через видеосвязь). Важно отметить, что такие визиты не завершаются выдачей предписаний или наложением штрафов. Их цель — консультативная: работодатель получает рекомендации по устранению выявленных «слабых мест», что позволяет избежать эскалации проблем до уровня правонарушений.
Индикаторы нарушений: как они работают и на что обращают внимание инспекторы?
Индикаторы нарушений — это не абстрактные критерии, а четко прописанные в законодательстве требования. Например, в сфере трудовых отношений они закреплены в приказе Минтруда № 838н от 30.11.2021. Данный документ содержит перечень ситуаций, которые свидетельствуют о возможных нарушениях или недобросовестном выполнении работодателем своих обязательств.
Индикаторы нарушения требований охраны труда
Индикатор № 1: Риск фальсификации результатов СОУТ.
Согласно п. 2 Приказа № 838н, подозрение возникает, если эксперт, проводящий специальную оценку условий труда (СОУТ), выполняет измерения для двух и более организаций, расположенных в разных субъектах РФ, более двух раз в течение полугода, при условии, что эти субъекты не имеют общей границы. Например, если компания из Москвы и предприятие из Владивостока используют одного и того же эксперта для СОУТ, а измерения проводятся в один день, это может указывать на формальный подход к оценке условий труда и потенциальные манипуляции с данными.
Индикатор № 2: Отсутствие актуальных данных в ФГИС СОУТ.
Пункт 4 Приказа № 838н акцентирует внимание на организациях, которые не обновляют информацию в Федеральной государственной информационной системе СОУТ (ФГИС СОУТ) более 12 месяцев. Этот индикатор особенно актуален для:
Отсутствие данных в системе может свидетельствовать об уклонении работодателя от проведения обязательной оценки, что повышает риски для работников.
Индикатор № 3: Рост числа легких производственных травм.
Согласно п. 3 Приказа № 838н, инспекторы анализируют динамику несчастных случаев на производстве. Например, если в первом квартале текущего года количество легких травм превысило аналогичный показатель прошлого года, это становится сигналом для проверки. Нормы варьируются в зависимости от численности персонала:
Превышение этих показателей может указывать на системные проблемы в организации охраны труда, такие как недостаточное обучение сотрудников или игнорирование правил безопасности.
Заключение
Внедрение индикаторов нарушений и риск-ориентированного подхода отражает глобальный тренд на гуманизацию надзорной деятельности. Государство стремится минимизировать административное давление на бизнес, заменяя карательные меры профилактическим диалогом. Для работодателей это означает возможность своевременно корректировать процессы без страха перед немедленными санкциями. В то же время, индикаторы служат четкими ориентирами, помогающими компаниям соблюдать требования закона и избегать ситуаций, которые могли бы привести к ущербу для сотрудников или репутации предприятия.
Таким образом, современная система надзора становится не только инструментом контроля, но и механизмом поддержки, способствующим формированию культуры ответственного соблюдения законодательства в предпринимательской среде
Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!
Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.
Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.
Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.
Спасибо за заявку! Мы свяжемся с Вами в ближайшее время.