Пн–Пт с 09:00 до 18:00
Версия для слабовидящих
МЦДПО
Меню

Виды контрольно-надзорных мероприятий

Риск-ориентированный подход в надзорной деятельности

Современная система надзора в Российской Федерации претерпела кардинальные изменения с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". Этот нормативный акт стал кульминацией реформирования контрольно-надзорной деятельности (КНД), основанного на принципах риск-ориентированного подхода.

Историческое развитие этого подхода в России началось значительно раньше – первые шаги были предприняты в 2015-2016 годах в рамках реализации "регуляторной гильотины", когда правительство осознало неэффективность тотального контроля и необходимость дифференциации надзорных мероприятий. Пилот по внедрению риск-ориентированной модели были апробированы в нескольких регионах и показали значительное снижение административной нагрузки на бизнес при одновременном повышении эффективности контроля. Именно эти успешные эксперименты заложили методологическую основу для масштабной реформы, получившей законодательное закрепление в Федеральном законе № 248-ФЗ.

Новое регулирование основано на принципе "предупредить, а не наказать", что коренным образом меняет парадигму взаимоотношений между субъектами предпринимательства и контролирующими органами.

Центральным элементом КНД стало последовательное внедрение риск-ориентированного подхода, который представляет собой методику организации и осуществления госнадзора, при котором интенсивность и формы контроля определяются категорией риска, присвоенной деятельности контролируемого лица. Данный подход сформировался как ответ на избыточность административного давления на бизнес – статистика показывала, что значительная часть проверок проводилась в отношении добросовестных предпринимателей, в то время как реально опасные объекты не получали достаточного внимания.

Сущность данного подхода заключается в выборочном применении контрольных мер в зависимости от потенциальной опасности, которую представляет деятельность конкретного предприятия. Это позволяет оптимально распределить ограниченные ресурсы надзорных органов, сконцентрировав усилия на объектах с высоким потенциалом причинения вреда.

Для предпринимателей данный подход означает, что добросовестные компании, отнесенные к низким категориям риска, освобождаются от плановых проверок или подвергаются им значительно реже, что снижает административную нагрузку. Присвоение категории риска осуществляется по четко установленным критериям, учитывающим специфику деятельности, историю соблюдения обязательных требований и потенциальные масштабы возможного негативного воздействия (постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806)

Виды контрольно-надзорных мероприятий

В соответствии с федеральным законом № 248-ФЗ, контрольные меры разделены на 2 направления: профилактика и сам надзор. Далее раскроем некоторые виды профилактических мер, полный список которых приведен в статье 45.

Вид мероприятия Описание
Консультативное взаимодействие Направлено на разъяснение обязательных требований до начала предпринимательской деятельности. Позволяет предотвратить нарушения на стадии планирования бизнеса.
Информирование об обязательных требованиях Заключается в доведении до сведения контролируемых лиц актуальной информации о нормах и правилах. Осуществляется через официальные сайты, информационные системы и иные доступные каналы.
Предостережение о недопустимости нарушения Позволяет надзорному органу официально указать контролируемому лицу на необходимость устранения признаков подготавливаемого правонарушения. Является мягкой мерой, применяемой вместо возможной проверки.
Добровольное устранение нарушений Предоставляет субъектам бизнеса возможность самостоятельно и в установленный срок исправить выявленные недостатки. Данная процедура стимулирует самодисциплину и снижает необходимость применения санкций.

Внедрение этих мер отражает общую тенденцию в контрольно-надзорной деятельности, которая смещается от исключительно карательного подхода к превентивному недопущению нарушений законодательства через взаимодействие с бизнесом. Основная цель — не наказать, а предотвратить возможное нарушение, сэкономив тем самым ресурсы как контролирующих органов, так и добросовестных предпринимателей.

Если вы и дальше хотите оставаться в курсе последних новостей и изменений в законодательстве - присоединяйтесь к нашему каналу в Телеграмме. Будем рады видеть вас в нашем сообществе!

Обучение по охране труда Повышение квалификации по охране труда Аутсорсинг по охране труда
Выданные документы вносятся в ФИС ФРДО
Полная легитимность выданных документов об обучение
Не нашли нужную программу обучения?
Мы составим индивидуальную программу для Вас!
Дистанционный формат обучения
Любое обучение можно пройти дистанционно!
Все отзывы клиентов
Отзыв ООО «ДМГ МОРИ Рус»
Галкин С.Л.
Технический директор
Отзыв ПАО «МРСК Северо-Запада» «Карелэнерго»
Карпов А.С.
Начальник отделения
Отзыв ООО «АЛЬППРОМ»
Усатов Р.А.
Генеральный директор
Отзыв ООО «Объединенная Водная Компания»
Смольский В.Н.
Генеральный директор
Отзыв ООО «Сибирьтрансстрой»
Куликалов Ю.И.
Генеральный директор
Мы представлены на zakupki.mos.ru
МЦДПО зарегистрирован на Портале поставщиков
Мы представлены на pik.mosreg.ru
МЦДПО зарегистрирован на ПИК Московской области
Работаем со всеми регионами России
Одинаковые условия обучения для всех регионов РФ

Напишите его на почту или заполните форму и наши специалисты предоставят экспертный ответ на него.

Ответы на часто задаваемые вопросы приведены в разделе Вопрос-ответ.

Отправить вопрос
Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных
и соглашаетесь с условиями политики обработки персональных данных.

Спасибо за Ваш вопрос!
Мы дадим ответ на него в ближайшее время.

© 2009-2025 ООО «МЦДПО»
Сделано в Krogrim Digital Group